Саха-Якутия республика: Без животноводства у аграриев нет будущего

Фильтры

Регион

Новости

Саха-Якутия республика: Без животноводства у аграриев нет будущего

С будущего года меняется механизм его финансирования

За последние три года Правительством Республики Саха (Якутия) были предприняты беспрецедентные меры для сохранения поголовья крупного рогатого скота. Для этой цели из государственного бюджета за три года привлечено более 2,7 млрд рублей. Эти средства были направлены муниципальным районам и городским округам.

Так, в 2012 г. на прирост маточного поголовья КРС (по 30 000 рублей на 1 корову) направлено 116,9 млн руб., на выкуп маточного поголовья КРС — 39 млн руб., на сохранение поголовья крупного рогатого скота в 2012 г. — 523 млн руб., в 2013 г. на сохранение поголовья крупного рогатого скота — 933 млн руб. В 2014 году также на сохранение поголовья КРС предусмотрено в госбюджете 928 млн руб. В 2011 году на транспортировку сена было выплачено более 200 млн. руб., в 2012 г. — 631 млн руб., в текущем году предусмотрено 228 млн рублей именно на транспортировку сена.

Помимо этого господдержка была оказана в эти годы и на организацию и переезд мобильных бригад, приобретение техники, ГСМ и т. д.
В 2011 г. был организован страховой запас концентрированных кормов в 3000 т, в 2012 г. — 6000 т. Также была организована доставка приобретенного льготного комбикорма по цене 11 руб. за кг, фуража — 10 руб. за кг.

Стоит отметить, что все эти выплаты собственникам крупного рогатого скота были предусмотрены сверх заложенных в отраслевой Государственной программе средств, предусмотренных на развитие животноводства.

Но приходится признать, что столь ощутимая финансовая поддержка со стороны государства не дает ощутимой отдачи в виде увеличения объемов товарного производства. И даже за эти три года наблюдается снижение численности поголовья крупного рогатого скота. В этом году мы имеем план-задание на 219 тысяч голов скота. Прогнозные расчеты показывают, что год можем завершить с 215 тысячами скота. Причем полного доверия на этот прогноз нет: такое поголовье можно получить при соблюдении контрольного проведения забоя скота в улусах. Так, необходимо учесть поголовье скота на 1 октября 2012 г. и поголовье на тот же период текущего года, при этом надо рассчитать и выходное поголовье скота на 31 декабря этого года. То есть разница между тем количеством скота, который был подсчитан 1 октября 2012 г. и 1 октября 2013 г., составляет 27,6 тысячи голов. Это означает, что в этом году в республике количество забойного скота не должно превышать 50,7 тысячи голов. Поэтому министерство ставит задачу проведения контролируемого забоя. Так, прогнозными расчетами в улусах определено количество забиваемого скота: в Амгинском забой должно быть на 1,5 тысячи голов меньше прошлогоднего, столько же в Верхоянском, чуть менее — 1 300 голов — в Верхневилюйском, на тысячу голов в Вилюйском улусе. На 1800 голов меньше забой будет в таких крупных животноводческих районах, как Нюрбинский и Таттинский. На 2150 голов меньше в Мегино-Кангаласском, на 2,5 тысячи голов — в Сунтарском и Хангаласском улусах. Как видно из цифр, счет идет и на пять, и на десять голов. Только при таком раскладе можно сохранить поголовье скота на прошлогоднем уровне.

Какие меры предпринимаются для достижения этих целей?

Во‑первых, сохраняются меры господдержки по 10 рублей на одну голову коровы. Данный вид субсидии будет выплачиваться по 2015 год. Для чего государство предусматривает эту субсидию? Эта выплата направлена на то, чтобы каждая сельская семья имела возможность содержать скот. Даже если они не сдают молоко, они должны иметь на своем столе мясо и молоко собственного подворья. Получается, что данный вид субсидии более ориентирован на семьи, личные подсобные хозяйства, имеющие по 1–2 коровы. Расчет экономистов на 10 тысяч рублей был основан на том, что на эту сумму можно обеспечить достойную зимовку одной коровы. Государство дает возможность людям содержать скот. Для этого в будущем году перед главами улусов и наслегов стоит задача увеличить процент семей, содержащих скот. Министерство будет работать в этом направлении.

Вторая ощутимая мера поддержки развития скотоводства республики направлена на развитие товарного производства. Я говорю о тех хозяйствах, которые производят молоко, реализуют его, сдают заготовителю. Это крестьянские хозяйства, производственные кооперативы, в целом организованные хозяйства. Мы сказали, что в последние годы ощутимо падает численность поголовья скота в республике. Понятно, что нет роста и по надою молока. Если в прошлом году было заготовлено 83 тыс. тонн молока, то в текущем пока заготовили лишь 63 тыс. тонн — «потеряли» за год 20 тысяч тонн сразу. Можно сделать скидку на сложности зимовки, но все же не заготовить 20 тысяч тонн при том, что средства на эти цели заложены, это уже тревожный сигнал.

О поголовье говорил, но приведу еще один пример. По сравнению с 2008 годом поголовье дойного стада КРС уменьшилось за шесть лет на 10 тысяч голов, а общее поголовье на 25 тысяч голов. И такое положение возникает при том, что есть множество видов государственной поддержки отрасли. Понятно, что основное население, содержащее скот, стареет и отказывается от дальнейшей работы, а молодежь неохотно берется за это дело. Мировая практика отражает, что это не только наша проблема, она повсеместна.
О том, каковы должны быть совершенствованные механизмы в дальнейшем, разговоры и обсуждения идут на различных уровнях уже давно. Говорили о субсидировании половины стоимости выкупаемого скота, об увеличении субсидии на заготовку молока и т. д. Но мое мнение таково: отдай людям скот бесплатно, построй на селе живкомплекс с бассейном для работников, но если нет достойной зарплаты, если не будет дохода, люди не будут содержать скот. Мы это также понимаем.

Поэтому необходимо увеличить закупочную цену на молоко исходя из имеющихся возможностей и ощутимо поддержать товарные хозяйства. Таким хозяйствам необходимо дать приоритетные условия для работы. В них создаются условия для работы граждан, осуществляются социальные выплаты, востребованы квалифицированные специалисты. Думаю, что условия, создаваемые для товарных хозяйств, станут основой для некоторых личных подсобных хозяйств, стремящихся увеличить поголовье даже путем использования кредитных средств. Потому как для увеличения поголовья скота будут разработаны специальные программы для муниципальных образований по аналогии с федеральными программами — «Экономически значимые региональные программы». В этих федеральных программах каждый регион отстаивает свои насущные потребности по особо важным и необходимым для них направлениям деятельности и получает средства бюджета. Основой наших «Экономически значимых местных программ», думаю, станут такие, как создание сайылыков для скота ЛПХ, различные механизмы по увеличению численности поголовья. Может, будут учтены такие направления: приобретение скота ранее не имевшими скот семьями, увеличение чисто дойного стада, чисто мясного направления и т. д. В экономически значимые местные программы будут вложены и средства самих муниципалов. Мы поддержим такое начинание.
Понятно, что будут поддерживаться и ранее работавшие направления в скотоводстве, например, племенного. Одно из них — завоз высокоплеменного скота из других регионов.

По молочному направлению также будут кардинальные изменения. Помимо государственной поддержки заготовки молока необходимо привлечь к развитию товарного производства и самих заготовителей. Все сдатчики молока являются пайщиками кооперативов, поэтому на общих собраниях пайщиков должны поставить вопросы об увеличении доли молока со стороны заготовителя. Мы считаем, что есть возможность увеличить долевое софинансирование со стороны заготовителя до 10 рублей, сегодня оно составляет в среднем 4 рубля. Не говорю, что такое решение будет повально обязательным для всех, но каждый заготовитель обязан будет подсчитать все свои расходы и доходы еще раз. Какие основания для поднятия ставок со стороны заготовителя мы видим сегодня? Например, сегодня в Якутске сливочное масло высшего качества продается за 347 рублей за килограмм. Килограмм масла получается из 23 кг молока. Если грубо разделить эти 350 рублей на 23, получается 15. Значит, молоко, предназначенное для изготовления масла сливочного, стоит 15 рублей. Понятно, что здесь необходимо учесть и другие составляющие расходы процесса изготовления масла, но и с учетом их есть возможность поднять закупочную стоимость со стороны заготовителя. Стоит учесть и сбытовую сторону дела. Центры по сбыту сельскохозяйственной продукции у нас уже есть — «Сахаагропродукт», рынок «Сайсары», в каждом улусном центре свои местные рынки. Например, ГУП ФАПК «Туймаада» сегодня выкупает у поставщиков масло за 280–320 рублей за кг, а реализует в своих магазинах уже с надбавкой, и оно покупается. Несомненно одно — продукция должна быть высокого качества. Ведь сегодня появилось население, готовое платить за хорошую, качественную продукцию. Потому мы должны поставлять на потребительский рынок молоко, мясо и продукцию их переработки за более высокие цены на рынке.

Сегодня также стоит вопрос — как создать специализированные хозяйства в отрасли. В своем обращении к населению от 29 октября т. г. президент Егор Борисов отметил, что возрастающая государственная поддержка сегодня не дает ощутимых высоких результатов. Поэтому в будущем бюджетные средства будут иметь четкую адресность и точное направление. Главное, что мы должны достичь: увеличение населения, содержащего скот, и сбыт наибольшего количества сельскохозяйственной продукции по достойной цене. Потому и правительство республики поддерживает главную идею хозяйствования на данном этапе — максимальная поддержка государства будет оказана хозяйствам с наибольшим поголовьем крупного рогатого скота.

Для достижения этой цели установлена градация скотоводческих хозяйств. В первую группу входят хозяйства, имеющие от 5 до 10 голов дойного стада, во вторую — с 10 до 50 голов, в третью — хозяйства, имеющие свыше 50 голов скота. Главным условием здесь является одно — весь указанный скот к 1 января должен содержаться в одном коровнике.

Для хозяйств первой группы будут сохранены субсидии на поголовье (по 10 000 рублей на корову) вплоть по 2015 год. По 2014 год будут субсидии на отгон скота в сайылыки, с 2015 года для них этой субсидии уже не будет. Для остальных групп господдержка будет увеличиваться в связи с производственными показателями.

Возникает вопрос: почему будет уменьшаться поддержка хозяйств с малым количеством скота? Понятно, что оно стимулирует увеличение поголовья хотя бы до 10 коров. Хозяйства, имеющие 5 коров, имеют еще скот другой возрастной категории, который в целом не превышает, грубо говоря, 15 единиц общего поголовья. А 15 голов скота — это нагрузка на одного человека. Он имеет возможность заготовить корма, обеспечить уход за этим поголовьем. Основная отдача от такого хозяйства направлена на собственное потребление выработанной у себя продукции. Они могут довольствоваться господдержкой по 10 тысяч рублей на корову и при этом обеспечить свое потребление.

Хозяйства второй и третьей групп оцениваются как специализированные. Оно определяется, чем ему заняться — стать молочно-товарной фермой или откормочным для мясного направления. Исходя из этого, у него будут свои цели и задачи.

При этом для молочно-товарных ферм, содержащих от 5 до 9 коров, при условии сдачи 1200 кг молка от одной коровы в год, для молочно-товарной фермы, содержащей от 10 до 49 коров, при условии сдачи 1400 кг от одной коровы, то для молочно-товарной фермы, содержащей более 50 коров, при условии сдачи молока 1800 кг от одной коровы ставки субсидии будут разные.

Критерий от 5 до 9 кров будет установлен в 2014 году для переходного периода, с 2015 года будет установлен минимальный критерий не менее 10 коров.

Такими, мы считаем, будут первые шаги по организации специализированных хозяйств.

Поэтому сегодня министерство рекомендует муниципальным образованиям организовать работы по увеличению поголовья КРС организованных хозяйств — путем купли-продажи, обмена и т. п. Министерство с 2014 г. будет уточнять количество молочно-товарных ферм по состоянию на 1 января 2014 года по данным территориального органа государственной статистики. Критериями молочно-товарной фермы являются наличие не менее 5 коров, реализация молока заготовительным организациям, сдача бухгалтерской отчетности министерству.

Источник: gazetayakutia.ru

Также в разделе

Комментарии (0)